Дарбука – один из древнейших ударных музыкальных инструментов. Считается, что первые дарбуки появились в странах Ближнего Востока в 14 столетии, но при этом свидетельства существования подобных инструментов встречаются еще вXI век до н. э. Область распространения дарбук достаточно обширна и охватывает Ближний Восток, страны Магриба, Закавказье, Балканы и Юго-Восточную Европу.
Дарбука – небольшой барабан кубкообразной формы. Корпус её изначально изготавливался из обожжённой глины, позже из дерева, наверх натягивалась кожа.В наше время более распространены инструменты с корпусом из металлических сплавов (медь, алюминий) с пластиковой мембраной. Современные дарбуки выгодно отличаются практичностью и меньшей чувствительностью к смене влажности и температуры. В качестве профессиональных инструментов ценятся дарбуки из тяжёлых сплавов, инкрустированные перламутром. В то же время инструменты из натуральных материалов и сейчас и пользуются популярностью среди любителей более аутентичного и тёплого звука.
Название «Дарбука» связывают с, а также с характерными для инструмента звуками («даррр» – тремоло, «бу» – бас и «ка» – звук по краю мембраны). В Египте и Средней Азии дарбуку традиционно называют «табла», в Иране – «темпо». Также встречаются такие варианты названий, как «тарбука», «тарамбука», «дарабукка», «дербока», «деблек» и «думбек». В Египте выделяют несколько видов барабанов в зависимости от их размера: табла (соло-барабан), дохолла (басовая дарбука, более крупная) и симбати (сумбати) — нечто среднеее между таблой и дохоллой.
Также существует разделение дарбук на египетские и турецкие. У египетской дарбуки края верхней части барабана закруглены, тогда как у турецкой края не сглажены и болты, на которых крепится металлическое кольцо, вынесены вовне. Отсюда происходят и некоторые различия техники игры – для египетской техники более типичны перекаты пальцами («роллы»), тогда как в турецкой более распространены различные щелчки.
Дарбука считается главным перкуссионным инструментом Ближнего Востока. С давних времен звучание барабана сопровождало человека на протяжении всей его жизни;во время храмовых ритуалов, семейных торжеств и важных общественных событий. Еще одна область применения дарбуки – это восточные танцы. Совместная импровизация барабанщика и танцовщицы, где каждый удар отражается в движении тела – один из самых ярких и впечатляющих видов танцевального искусства Востока.
Согласно традиционным представлениям, сама дарбука является воплощением женского начала, и прижимается во время игры к левому боку, так как из левого ребра Адама Бог создал Женщину. И в танцевальном дуэте мужчина не просто аккомпанирует, а выступает в роли Творца, вступая во взаимодействие с женской стихией и задавая импульс, который танцовщица воплощает в движении. В традиционных ансамблях дарбука чаще всего выступает в роли сольного барабана, который звучит выше остальных. А в руках умелого музыканта дарбука способна звучать так, как будто играет одновременно несколько барабанщиков!
Начиная с 19 века, дарбука стала использоваться в западно-европейской классической музыке (опера Г.Берлиоза «Троянцы», 1863). В 1958 году Халим Эль-Дабх сочинил первые композиции для дарбуки и оркестра. Сегодня этот инструмент широко используется не только в арабской популярной музыке, но и сопровождает звучание самых разных составов и жанров.
Техника игры на дарбуке специфична тем, что правая и левая рука выполняют разные функции – правая дает основу, а левая ее дополняет и украшает. За счёт этого, когда звучит только один барабан, создаётся впечатление, что их несколько. Основных тонов всего два – низкий и высокий – но при этом разнообразие способов извлечения звуков на дарбуке очень велико и включает перекаты пальцами, шлепки, щелчки, удары по корпусу, просовывание руки внутрь барабана для изменения высоты баса, трение мембраны и другие.